пятница, 28 февраля 2014 г.

Кустодиев Борис Михайлович

Раз уж такое дело - масляная неделя, да еще сегодня Разгуляй, то продолжу посты про любимых художников. И речь сегодня пойдет про Бориса Кустодиева, уж кто как не он, мог передать на холсте всю красоту, удаль и веселье широкой масленицы.


Кустодиев Б.М. Масленица. 1916
                                 







Борис Михайлович Кустодиев - русский художник огромного и разностороннего таланта. Он писал великолепные портреты, невероятные по силе реализма и фантазии пейзажи и сценки из городской жизни, исторические полотна, бытовые и лубочные картины. Кустодиев проявил себя как иллюстратор и скульптор, работал в жанре плаката и театральной декорации.

Родился Борис Кустодиев в 1878 году в Астрахани в семье преподавателя гимназии. Отец скончался, когда мальчику было два года, и мать одна воспитывала Бориса и еще троих детей. В Астрахани он начал замечать силу и красоту русской природы и жизни простого народа. Борис влюбился в живопись, посетив в 9 лет выставку передвижников. Мечтая овладеть мастерством, Кустодиев начал учиться у астраханского художника П.А.Власова.

Кустодиев Б.М. Автопортрет. 1904

В 1896 году Кустодиев поступил в Академию художеств, где учился у И.Е.Репина. В Петербурге он очень много работал, создавая огромное количество рисунков, портретов, оттачивая свое мастерство, и вскоре был замечен И.Е.Репиным. Илья Репин привлек ученика в качестве помощника к работе над картиной "Торжественное заседание государственного совета". 
Тогда же, в 1900 году, Кустодиев познакомился с будущей супругой Юлией Прошинской в Костромской губернии. Робкая влюбленность переросла в пылкое чувство и через два года Борис с Юлией обвенчались.

Кустодиев Б.М. Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1903
У Бориса и Юлии была любовь на всю жизнь. Юлия разделяла с ним все радости и невзгоды, поддерживала в самых трудных испытаниях и вдохновляла на прекрасные работы. 

В Костромской губернии под Кинешмой художник купил землю и построил для семьи деревянный дом, получивший имя "Терем". В этом доме будут расти его дети, а сам художник писать знаменитые полотна на тему пестрой жизни русской глубинки. В письме, он так говорил о жизни в Тереме: "Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картины и чувствую, что люблю и что меня любят..." 

Кустодиев Б.М. На террасе. 1906

Кустодиев много работал на тему русской ярмарки и русских праздников. Столкнувшись со сложностью писать десятки персонажей на ярмарке с натуры, Кустодиев начинает создавать собственный стиль, создавая образы из головы. Среди критиков найденный стиль вызывал противоречивые оценки, но талант художника не вызывал сомнений. 

Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1910


Кустодиев Б.М. Ярмарка в Кинешме. 1917

 
В 1909 году Борис Кустодиев получает звание академика живописи. Спустя пару лет у него начали проявляться симптомы туберкулеза позвоночника. У художника без причины стала болеть правая рука, появились боли в пояснице. Врачи разводили руками и отправили художника в Европу. В Швейцарии Кустодиев прошел курс лечения, чувствовал себя хорошо, и на обратном пути заехал в Германию на консультацию к знаменитому профессору Герману Оппенгейму. Тот поставленный диагноз опроверг и заявил, что причина болей - опухоль позвоночника и нужна срочная операция.

После операции, по возвращении в Россию, Кустодиев загорелся идеей создания образа типичной русской женщины. Начинается период создания знаменитых купчих, которых художник рисовал в огромном количестве, и одну другой краше.

Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем. 1918


Кустодиев Б.М. Красавица. 1915


Кустодиев Б.М. Купчиха

Период увлечения купеческими красавицами продолжался до Первой Мировой войны. Война отрезала Кустодиева от живущего в Германии доктора Оппенгейма, боли в спине вернулись с новой силой, и новую операцию пришлось делать в Петрограде в 1916 году. В ходе операции выяснилось: для того, чтобы удалить опухоль нужно перерезать нервные окончания. Врачи поставили жену художника перед страшным выбором, Юлия должна была решить за находящегося без сознания мужа, что оставить: руки или ноги. "Руки! Он ведь умрет без рук", - сказала плачущая Юлия Евстафьевна.  

Начался новый этап в жизни и творчестве Бориса Кустодиева. Став инвалидом, он начал работать еще интенсивнее, чем раньше, ведь работа заглушала боль и позволяла жить дальше. Кустодиев продолжал воспевать любимую им полнокровную живую Россию, не видя, что сделала с этой Россией революция.

(А дальше я подобрал четыре картины, своего рода "Времена года" =) Рассматривая картины, помните, что художник писал их по памяти, не выходя из мастерской, прикованный к креслу...)

Кустодиев Б.М. Троицын день. 1920

Кустодиев Б.М. Осень (Над городом). 1918

Кустодиев Б.М. Зима. Масленичное гулянье. 1919


Кустодиев Б.М. Весна. 1921
Скоро, скоро - и паводки, и деревянные мостки через лужи, и первая зелень на деревьях)


Кустодиев писал множество картин на тему ушедшей царской России. Но помимо этого он писал и работы на темы революции и гражданской войны, пытаясь осмыслить, что происходит в стране, работал над книжной иллюстрацией, театральными декорациями. И писал замечательные портреты:  

Кустодиев Б.М. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1921
Во время работы над этим портретом, Шаляпин начал петь в мастерской художника, и Кустодиев представил фон: заснеженный русский город, гулянье. 

Кустодиев Б.М. Портрет Петра Капицы и Николая Семенова. 1921
Этот портрет Кустодиев писал одновременно с портретом Шаляпина. Адель Алексеева в книге о художнике привела интересный случай, когда Капица встретил на улице Шаляпина и поздоровался. Шаляпин, придя к Кустодиеву рассказал о молодом человеке, сказав, что где-то его видел, а где не помнит. Кустодиев показал ему на мольберт с будущим портретом двух физиков и спросил: "Вот этот?". Шаляпин воскликнул "Он! А кто это?" Тогда Кустодиев рассказал, как к нему пришли эти молодые люди, заявив "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". 



А это одна из последних и одна из самых знаменитых картин художника, "Русская Венера", написанная за год до смерти. 

Кустодиев Б.М. Русская Венера. 1926
Женщина на картине прекрасна, статная, фигуристая, здоровая. Доброе лицо, белое тело и шикарные рыжие волосы, впитавшие в себя цвет зимнего солнца. Но как создавался шедевр.
Работать над этой картиной картиной Кустодиеву было особенно тяжело. Он мог находиться в сидячем положении только несколько часов, поэтому старался работать как можно продуктивнее, понимая, что времени осталось немного. Моделью для Венеры стала дочь художника Ирина, которая идеально подходила к образу русской красавицы. Долго не могли раздобыть веник, и Ирина позировала с линейкой в руке.
Картину можно увидеть в Нижегородском изо-музее, жемчужиной которого она и является. Правда, восхищаться картиной не очень удобно (нормальный вид открывается из коридора), но это я уже придираюсь. Зато можно разглядеть многие детали: пейзаж за окном, сложенную одежду, расписные туфельки...
Присмотритесь и скажите, какая деталь объединяет картину с "Баней" Зинаиды Серебряковой. )







Комментариев нет:

Отправить комментарий