Раз уж такое дело - масляная неделя, да еще сегодня Разгуляй, то продолжу посты про любимых художников. И речь сегодня пойдет про Бориса Кустодиева, уж кто как не он, мог передать на холсте всю красоту, удаль и веселье широкой масленицы.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vjNt5GyqutKfsqpRU1YVOFEnagOr0pOVmXyI7YNfo4T1uKUqfUBhDXlxqKUprRwf6h9fXTI5kRM-iKt_8e75vIUVVU6Mdxr7gSqhf8mQtJeV235M6Hz3Z4_txV0nJCNyKX6ngjrqpavZTI-1_jJ-96wLhxTIgLAcvK5huV=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Масленица. 1916 |
Борис Михайлович Кустодиев - русский художник огромного и разностороннего таланта. Он писал великолепные портреты, невероятные по силе реализма и фантазии пейзажи и сценки из городской жизни, исторические полотна, бытовые и лубочные картины. Кустодиев проявил себя как иллюстратор и скульптор, работал в жанре плаката и театральной декорации.
Родился Борис Кустодиев в 1878 году в Астрахани в семье преподавателя гимназии. Отец скончался, когда мальчику было два года, и мать одна воспитывала Бориса и еще троих детей. В Астрахани он начал замечать силу и красоту русской природы и жизни простого народа. Борис влюбился в живопись, посетив в 9 лет выставку передвижников. Мечтая овладеть мастерством, Кустодиев начал учиться у астраханского художника П.А.Власова.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vCpgWqEqGWydM5FcdYtZvfU2VGMLXL34XV98G3dwN0JDKOHzpNA7C5Ta5oZV6MCC31zd4u3aHIAB5xSYVlahaJ8-pAPVMPGt3ovA3QO5nObSWTb5gKH_iSOw-kUOntDSz64pCWKCuRlIuGjSpr68UZD-IEJKaK5Z7pvijpnOACV-lq5IoL_dNjsho0CUvBme_UxihPSFMItBjed2E8H2BjVDLMrTrf3cR_5mmhkLBnj2by8NAJERTR18kBVv3_Up74-IPTPmGBCoA5BQDl6b7Go1SoYH9fbm_59LI-NkIajX9-gIL-2zSc0IpyQruNqoHCmH340gQV9UZ9Q45pw_Iky7-CBrDJMBKL72CxKlosCpu8Q_pch9fTQAPcxGfPaEZz_Q=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Автопортрет. 1904 |
В 1896 году Кустодиев поступил в Академию художеств, где учился у И.Е.Репина. В Петербурге он очень много работал, создавая огромное количество рисунков, портретов, оттачивая свое мастерство, и вскоре был замечен И.Е.Репиным. Илья Репин привлек ученика в качестве помощника к работе над картиной
"Торжественное заседание государственного совета".
Тогда же, в 1900 году, Кустодиев познакомился с будущей супругой Юлией Прошинской в Костромской губернии. Робкая влюбленность переросла в пылкое чувство и через два года Борис с Юлией обвенчались.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uD-61DwtYvx4YadFa4MwqRZ10l9xJ6VHtsAOYlNhKS8Yd8SdK_ZcZG1R4ZOJ9iiRnky-XcQc98sprP1T-PRuZaXkAPhnsZ2otX5UYEIVmA2chDDA6kh8SVlMdRuooGEUh7qUOe1H27TTov2hZQx7OrKHaVzdk=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1903
У Бориса и Юлии была любовь на всю жизнь. Юлия разделяла с ним все радости и невзгоды, поддерживала в самых трудных испытаниях и вдохновляла на прекрасные работы. |
В Костромской губернии под Кинешмой художник купил землю и построил для семьи деревянный дом, получивший имя "Терем". В этом доме будут расти его дети, а сам художник писать знаменитые полотна на тему пестрой жизни русской глубинки. В письме, он так говорил о жизни в Тереме: "Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картины и чувствую, что люблю и что меня любят..."
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vXsr9yBWaqN_rqGC27fw-eknYmi2xI23_Xd1sHXBm1V-GDcmd1XhlUGhq0ZmYzJgB6tLqDEJnyF042lLhzA6EvDm77oDlkpS6IVT6Q_jSmtV2YEt-x1pP_wo4mQ8yAhEQ5hFoo3swmN9cnJln8ZMmnFbMkHku739yKrQ=s0-d) |
Кустодиев Б.М. На террасе. 1906 |
Кустодиев много работал на тему русской ярмарки и русских праздников. Столкнувшись со сложностью писать десятки персонажей на ярмарке с натуры, Кустодиев начинает создавать собственный стиль, создавая образы из головы. Среди критиков найденный стиль вызывал противоречивые оценки, но талант художника не вызывал сомнений.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v_DlgCKW3J4d1h9zKQpxM-dtC5BrePJYR42JBCBCzxCak1kIEqwGdMz_eFWy-UkIIp7tgnaoTFJ3vYFJNJ2Rukhch_FSxwBbR-Se119eLb4mTZ3mizAQ=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1910 |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_td9MXCMAYDPqe8Rah_6ijUCQqCzICE5lowJwUUF60llXpchm9iRg3MZerQbNE1RnXTrjG1z735z5mj17MLcOSmIA5YW_pFdERyfGJsYCU_s5BPuU2Nluc4VHUb-lw2N5jL9Aw6JbS9GXl1hw=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Ярмарка в Кинешме. 1917 |
В 1909 году Борис Кустодиев получает звание академика живописи. Спустя пару лет у него начали проявляться симптомы туберкулеза позвоночника. У художника без причины стала болеть правая рука, появились боли в пояснице. Врачи разводили руками и отправили художника в Европу. В Швейцарии Кустодиев прошел курс лечения, чувствовал себя хорошо, и на обратном пути заехал в Германию на консультацию к знаменитому профессору Герману Оппенгейму. Тот поставленный диагноз опроверг и заявил, что причина болей - опухоль позвоночника и нужна срочная операция.
После операции, по возвращении в Россию, Кустодиев загорелся идеей создания образа типичной русской женщины. Начинается период создания знаменитых купчих, которых художник рисовал в огромном количестве, и одну другой краше.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tAjVQiuM_nH3e1H9ovkEPDi5kSgunVyuLQ0HZpnj-WMzBmEzMsU8iDRKvu_3zM6acfyrKz9DPwCI_DavZBVeMiQx2hqz2pNxJPOetCSkeebPiYyYv9Wg=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем. 1918 |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_txnlHc74D5m3GetbBQbltkJGxiAHB_6JN05g2GcBaf9d7liycXqAdZeuG-cT5nT07XqwbXd_aIPMyxDl64jQdv0RdHoMq_Ohw0oGyCf6ype3YIb2pFwA=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Красавица. 1915 |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tLT097RYhqjyimtXNTAxAfJIHpwuzL4Ky28xXyCTgfhWLMHH6wUsYkh8BIWbG_cPAWyS8Gq7zbh3z5iw7zusdMP1oVBVtvPN8CuY1_CStR2d2dxQVC1mfOo0dP=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Купчиха |
Период увлечения купеческими красавицами продолжался до Первой Мировой войны. Война отрезала Кустодиева от живущего в Германии доктора Оппенгейма, боли в спине вернулись с новой силой, и новую операцию пришлось делать в Петрограде в 1916 году. В ходе операции выяснилось: для того, чтобы удалить опухоль нужно перерезать нервные окончания. Врачи поставили жену художника перед страшным выбором, Юлия должна была решить за находящегося без сознания мужа, что оставить: руки или ноги. "Руки! Он ведь умрет без рук", - сказала плачущая Юлия Евстафьевна.
Начался новый этап в жизни и творчестве Бориса Кустодиева. Став инвалидом, он начал работать еще интенсивнее, чем раньше, ведь работа заглушала боль и позволяла жить дальше. Кустодиев продолжал воспевать любимую им полнокровную живую Россию, не видя, что сделала с этой Россией революция.
(А дальше я подобрал четыре картины, своего рода "Времена года" =) Рассматривая картины, помните, что художник писал их по памяти, не выходя из мастерской, прикованный к креслу...)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uG07iCOGDt1V2FWBxnLoopj3ekqO7nkKTPOIhHHXrzhSZ_qVpelQ8D7M2d5BwJbuQeTHDSSm_f_qXK_6c0VuKu0QV5Rp8tfP9ks822bG_bNw1D1RNuEm87HEuiO9hFyGCW_tssHKVosK6ZJJKqceg=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Троицын день. 1920 |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sXXaEGeBbKotJSkYDrXW4HLFgPxL7W8IijpXvJwob8pZ-k0kkPc_ak5f64LAVWpNtXXKFDtPv-i43C3G_hHLsTBjUsArMuReF8SfYGfDfE0yBqplPT2L6z26DleIemcA_yhB1SC60UjG-_iw=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Осень (Над городом). 1918 |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sjddRS6PddJPbVeE-dYY1uRscBqYKQz7A_vVAX05lolErUVcYaYSQ_IMf1tUrK8czIWVf7TU2S6-lJ32uQjNFwh99Qp1NiSrVabRj9HPm-Xkw4ie2y9XTyu0NxOLL_Eg_NHZceCU1SSmyr4nD636c3mGbQthEk70CaDC8pDC7D-M6s=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Зима. Масленичное гулянье. 1919 |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vf-xC07XIdWh0J8GD3nR72g7YD3AEo2qg0r_QKu07prdVcogjqwazLWswVAsBUxfh1_Rv4Buupfd3pUgaNY9dNE-yVuMO_b55-Kh63W_umqulMriqp_pwNfetTzcdf_iohT3Sf8oVbkSHdlw=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Весна. 1921
Скоро, скоро - и паводки, и деревянные мостки через лужи, и первая зелень на деревьях) |
Кустодиев писал множество картин на тему ушедшей царской России. Но помимо этого он писал и работы на темы революции и гражданской войны, пытаясь осмыслить, что происходит в стране, работал над книжной иллюстрацией, театральными декорациями. И писал замечательные портреты:
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ueg40JkmZKcucVJWB8XqlHUOL4dIHWe7b8BVUsceYuz6ZvpW1hfZa9h42ZvOYHdRfL3V70jWNTjDMWgJifTDRLBxt7KSfIAxkH-1XAJegF3Dc=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1921
Во время работы над этим портретом, Шаляпин начал петь в мастерской художника, и Кустодиев представил фон: заснеженный русский город, гулянье. |
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v5mNpdUZqMlzAiEnqonsydHekEC78srVjbO6PjwfOQBSatg8NX0Tart_b1Y9XjDU7yZiU2KDhxnfiatnZrrvXQjC_YN5PjfpE1Q-0fblsPsPyoQnuTUyJ_RlcFcSKn6JOiU4RoOJ2IeW5NNk4LZSa9EXJ5dqc5xJgijtnC2kzIZUS0oohO0Rs4UvPVIwcuntK_k_SF6R720HwB1HJB=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Портрет Петра Капицы и Николая Семенова. 1921
Этот портрет Кустодиев писал одновременно с портретом Шаляпина. Адель Алексеева в книге о художнике привела интересный случай, когда Капица встретил на улице Шаляпина и поздоровался. Шаляпин, придя к Кустодиеву рассказал о молодом человеке, сказав, что где-то его видел, а где не помнит. Кустодиев показал ему на мольберт с будущим портретом двух физиков и спросил: "Вот этот?". Шаляпин воскликнул "Он! А кто это?" Тогда Кустодиев рассказал, как к нему пришли эти молодые люди, заявив "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". |
А это одна из последних и одна из самых знаменитых картин художника, "Русская Венера", написанная за год до смерти.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uYND8cw9D80VTtlXr3N6wx3xWLayIksfNwqcLKgYGXl-zRwOg5pCQfa4hAlgISHhy1kb0vjb0hQqCbYbH8IapHz02irpo5qa8CH4lTJAnPRwvs7xWR2EyC66T9=s0-d) |
Кустодиев Б.М. Русская Венера. 1926
Женщина на картине прекрасна, статная, фигуристая, здоровая. Доброе лицо, белое тело и шикарные рыжие волосы, впитавшие в себя цвет зимнего солнца. Но как создавался шедевр.
Работать над этой картиной картиной Кустодиеву было особенно тяжело. Он мог находиться в сидячем положении только несколько часов, поэтому старался работать как можно продуктивнее, понимая, что времени осталось немного. Моделью для Венеры стала дочь художника Ирина, которая идеально подходила к образу русской красавицы. Долго не могли раздобыть веник, и Ирина позировала с линейкой в руке.
Картину можно увидеть в Нижегородском изо-музее, жемчужиной которого она и является. Правда, восхищаться картиной не очень удобно (нормальный вид открывается из коридора), но это я уже придираюсь. Зато можно разглядеть многие детали: пейзаж за окном, сложенную одежду, расписные туфельки...
Присмотритесь и скажите, какая деталь объединяет картину с "Баней" Зинаиды Серебряковой. ) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий