суббота, 8 февраля 2014 г.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна


Продолжая тему живописи, я решил сделать небольшую серию постов про своих любимых художников. Поделиться с дорогими мне людьми той красотой, что вдохновляет меня самого. И начну эту серию с поста про самую талантливую русскую художницу - Зинаиду Евгеньевну Серебрякову. Ее автопортрет 1909 года - одна из моих самых любимых картин и один из любимых женских образов в живописи. Картины Серебряковой всегда поражали меня внутренним светом, нежностью и утонченной красотой, прекрасным стилем и отточенностью линий. Они дышат любовью и красотой. И я приглашаю Вас насладиться этими прекрасными картинами.


Серебрякова Зинаида. Девушка со свечой. Автопортрет. 1911




Зинаида Лансере родилась в 1884 году в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и художницы Екатерины Николаевны Бенуа из старинного и талантливого рода (архитекторы Николай Леонтьевич Бенуа, Леонтий Николаевич Бенуа, художники Альберт Николаевич Бенуа, Александр Николаевич Бенуа, Николай Александрович Бенуа, актер Питер Устинов). Можно сказать, что искусство было в крови у Зинаиды, окружая ее с самых ранних лет. Детство будущей художницы проходило в Петербурге в особняке семьи Бенуа, где жили все ее родственники по материнской линии. Лето дети проводили в селе Нескучное на Украине.

В 1901 г. Зинаида Евгеньевна закончила гимназию и поступила в частную школу М.К.Тенишевой, которой руководил Илья Ефимович Репин, но проучилась там всего месяц, т.к. мать, боясь развития наследственного туберкулеза, увезла ее в Италию. По возвращении в Россию, Зинаида Серебрякова продолжила обучение в мастерской художника О.Э.Браза.

В 1905 г. Зинаида Евгеньевна обвенчалась со своим двоюродным братом по отцовской линии Борисом Анатольевичем Серебряковым, студентом Института путей сообщения. Несмотря на родство и разное вероисповедание (Зинаида была католичкой, а Борис православным) брак был удачным, и Серебрякова родила четверых детей (сыновья Евгений и Александр, дочери Татьяна и Екатерина).  
Серебрякова Зинаида. Портрет Б.А.Серебрякова. 1908


В 1909 г. Зинаида Серебрякова создает одну из самых знаменитых своих картин: "За туалетом. Автопортрет"

Серебрякова Зинаида. За туалетом. Автопортрет. 1909
Картина была представлена на VII выставке Союза русских художников и получила признание публики и критиков. Работа была куплена Третьяковской галереей. В 2009 г. эта картина была размещена на почтовой марке. Удивительной красоты, чистоты и света портрет. 

Успех, который вызвали ее работы, скромную Зинаиду Евгеньевну хотя и подбадривал, но особой уверенности в себе не внушал. Она по-прежнему была недовольна собственными работами, заявляя, что "в отчаянии от своей живописи", мало посещала выставки художников и богемные собрания, жила на Украине и все время и силы отдавала мужу и детям. 

Серебрякова Зинаида. За завтраком. 1914
Название картине дали в Третьяковской галерее, сама художница называла ее "За обедом" (да и вряд ли на завтрак стали быть суп кушать).

В декабре 1913 г. картина Зинаиды Евгеньевны "Баня" имела огромный успех на выставке "Мира искусства" :

Серебрякова Зинаида. Баня. 1913
Сама художница говорила об этой картине так: "Что привело меня к теме "Баня" и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой ню, и сюжет "Бани" был лишь предлогом для этого..."


Признание зрителей и критиков придало молодой художнице уверенности в себе и дало импульс все больше заниматься живописью. Этот период для Серебряковой стал наиболее плодотворным. Она писала портреты детей и родственников, картины на тему крестьянской жизни. Работы Серебряковой стали своеобразным гимном красоте и молодости. 

Серебрякова Зинаида. Жатва. 1915
(мне эта картина напоминает один летний день, когда я лежал среди колосьев и смотрел на небо, так вот оно было похожее, такое ощущение безграничности и простора; нравится, как девушка режет хлеб, не от себя, а к себе, к сердцу)

Серебрякова Зинаида. На террасе в Харькове
Талант Зинаиды Евгеньевны был признан современниками. В 1916 г. она была приглашена архитектором А.В.Щусевым к работам по украшению здания Казанского вокзала в Москве. В 1917 г. Серебрякову выдвинули на соискание звания академика живописи в Петербургской Академии художеств, однако этого не произошло по вине вспыхнувшего в России большевистского переворота. 

Счастливая жизнь семьи Серебряковых с началом революции закончилась. Начавшаяся Гражданская война расколола жизнь Зинаиды Евгеньевны. В 1919 у нее на руках умирает от сыпного тифа любимый муж Борис Анатольевич. "Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, и я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы... Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства..."
Художница осталась одна с больной матерью и четырьмя детьми в разоренной усадьбе в Нескучном. В этот тяжелый период Зинаида Евгеньевна создает картину "Карточный домик":

Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919
(картина очень символичная - все семейное счастье и устроенный быт художницы рассыпались как карточный домик)

Их усадьбу в Нескучном сожгли. Война и голод вынудили Зинаиду Евгеньевну с семьей перебраться в Харьков в поисках средств к существованию. Там она получила работу при Харьковском университете. Семья жила в бедности, все время мечтая куда-то уехать, сменить непривычно тяжелую жизнь. 

В конце 1920 года Зинаида Евгеньевна получила телеграмму от своего дяди Александра Бенуа и перебралась с семьей в Петроград. Здесь ей предложили должность профессора в Академии художеств, но сомневавшаяся в себе Зинаида Евгеньевна принять предложение не решилась. В этот период она много писала портреты родных для себя и заказные портреты, чтобы прокормить семью. 
Серебрякова Зинаида. Автопортрет с дочерьми. 1921

Серебрякова Зинаида. Портрет С.Р.Эрнста. 1921
Эту работу можно увидеть в Нижегородском художественном музее. Картина находится в коридоре около зала с полотнами Б.М.Кустодиева (но об этом позднее).

Серебрякова Зинаида. Балетная уборная. Снежинки. 1923
( очень красивые девушки, да еще балерины. У Серебряковой целая серия картин, посвященных балеринам)


1920-е годы были страшными. Зинаиде Евгеньевне, несмотря на все усилия, не удавалось выбраться из нищеты. К тому же по делу профессора Таганцева был арестован дядя художницы Леонтий Николаевич Бенуа (по этому делу также был арестован и поэт Николай Гумилев). Все это подтолкнуло Зинаиду Серебрякову к переменам в жизни, и в 1924 году она уезжает в Париж, в надежде улучшить финансовое положение и вскоре вернуться к семье в Россию. 

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Зинаида Евгеньевна навсегда осталась во Франции. В 1925 году в Париж приехал ее сын Александр, а в 1927-м младшая дочь Катя. Старшие дети остались в Советской России (Татьяна смогла повидаться с матерью только в 1960-м году).  

В 1927 году в Париже состоялась первая персональная выставка Серебряковой, имевшая успех. В 1928 и 1932 годах Зинаида Серебрякова побывала в Марокко по предложению барона Ж.А.де Броуэра, владельца плантации неподалеку от Марракеша, где создала целую серию работ. После каждой поездки, в Париже проходили успешные выставки работ художницы. 
«Дорога от Касабланки до Марракеша совершенно гладкая и напоминала мне даже нашу губернию, но, подъезжая к Марракешу, вдруг начинается Африка — красная земля и пальмы, а вдали снежная цепь Атласа, но очень далеко, так что всегда закрыта облаками. Марракеш же весь розовый и совершенно ровный, без гор и холмов. Очень хотелось бы пожить здесь подольше... не нагляжусь на всю эту удивительную картину жизни...» З.Е.Серебрякова


Серебрякова Зинаида. Стены и башни. Марракеш. Марокко. 1928


Серебрякова Зинаида. Водонос. Марокко. 1928


Серебрякова Зинаида. Лежащая марокканка. 1932


В конце 1930-х Зинаида Евгеньевна задумывалась о возвращении из эмиграции в СССР, поскольку разочаровалась в жизни во Франции и получала восторженные письма с Родины от детей и родных. Она не знала, что письма из СССР проходили тщательную цензуру. Не знала она и том, что брат художницы архитектор Николай Евгеньевич Лансере был арестован в начале 1940-х и умер в тюрьме. Но вернуться в Россию Зинаида Евгеньевна все же не решилась. Она продолжала жить с детьми в оккупированном немцами Париже и даже в такой тяжелой обстановке продолжала работать. После войны здоровье Зинаиды Евгеньевны начало ухудшаться, начались проблемы с сердцем, стало падать зрение. 

Серебрякова Зинаида. Флоренция. 1949


В конце 1950-х, в период "оттепели", Зинаида Серебрякова получила признание на Родине. После долгой и кропотливой подготовки в мае 1965 года открылась ее ретроспективная выставка в Москве, затем выставка прошла в Киеве, а в 1966 году картины были выставлены в Русском музее в Ленинграде. Русский музей приобрел 21 картину Серебряковой. Слава и признание в России стали невероятным сюрпризом для Зинаиды Евгеньевны, она была потрясена такой удачей, постоянно получала восторженные письма из СССР, что давало вдохновение для дальнейшей работы.  

Скончалась Зинаида Евгеньевна Серебрякова 19 сентября 1967 года и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. 

Все дети Зинаиды Серебряковой продолжили традиции семьи: старший сын Евгений стал архитектором, Александр - художником-оформителем, дочери Татьяна и Екатерина стали художницами.


Серебрякова Зинаида. Автопортрет. 1956


Передача телеканала "Культура" о Зинаиде Серебряковой:


  


3 комментария:

  1. Как минимум "банщиц" я видел в русском три недели назад.

    ОтветитьУдалить
  2. http://vozduh.afisha.ru/art/putevoditel-po-vystavke-zinaidy-serebryakovoy/

    ОтветитьУдалить