воскресенье, 26 января 2014 г.

Чайный пост. Азия. Часть 1





В качестве вступления глубокомысленный стих Кузи Уо:

Мысль человеческая бдит и за трапезою
Вкушаешь ли солоно, сладость ли пьёшь за столом
Лишь безмозглыя не чуют смысла в чревоугодии
Есть ли сей стих об сём?
Есть ли он об другом?

Вкусимши я на-перво пельмени зажаремшия
Мысль запросилась в мой правельный мозг -
Есть ли сии пельмени правильныя варёныя
Или варёныя не обпетитныя уж,
А жарёныя вкустныя, однако,
Правильныя ли езмь?

А во-вторых вкусил я огурчиков
Солоны были сии
Однако-ж вкусныя!
И подумамши:
Так ли вкусныя нам приятственны
Коли потома пити охота от них?

А потом я вкусил торту
Но не доел я его
Тако ли скусно нам сладостно
Аки нам тошно с него?

А запил я всё чяйком
Вкусен чяй и полезныя -

ПЕЙТЕ ЧАЙ!

Константин Рябинов (Кузя УО). За трапезою









Чай придумали китайцы. По некоторым данным 5-6 тысяч лет назад.   
В Китае, что раньше, что сейчас жизни без чая представить невозможно. Чай - не только самый популярный напиток в стране, но и важный атрибут китайской медицины и буддийской религии ( в Китае даже говорят "Чай и чань (т.е. дзен) одного вкуса"). Здесь за долгие века истории чая сформировалась своя культура потребления напитка и настоящая чайная церемония ("Гун Фу Ча").  Еще в VIII веке китаец Лу Юй написал первый "чайный канон" Ча Цзин, где изложил представление китайцев о чае, правилах его выращивания, изготовления и употребления.




"Чай по обычаю пили так обильно, что он глубоко погрузился [вплелся] в наши обычаи и процветает в нынешней династии, как на севере, так на юге. От Чин до Ю, он [чай] обычный напиток каждого семейства".  
Лу Юй

На Востоке долгое время чай ассоциировался с буддизмом - и в Индию, и в Корею, и в Японию (где также появилась своя чайная церемония) его принесли буддийские монахи. По всей Азии чай распространялся вместе с буддизмом.  Одна из более поздних легенд о происхождении чая, приписывает его изобретение Боддхидхарме - якобы он уснул, пребывая в медитации и, огорчившись, оторвал себе ресницы, бросив их на землю. Ресницы проросли и так появился чай. 

Боддхидхарма. гравюра Ёситоси. 1887
Эта легенда известна у нас еще с начала XX века: "В Японии разсказывается следующая легенда о происхождении чая: Веков двенадцать или тринадцать тому назад, в Японии явился индийский князь, по имени Дарма. Чрезвычайно строгою своею жизнью и строгою проповедью он старался обратить на путь истинный диких жителей этих островов; он налагал на себя всевозможныя лишения, не спал по нескольку суток сряду, изнурял свою плоть постом. Но случилось так, что он не превозмог крайняго своего утомления и заснул. Проснувшись, он устыдился весьма торжества своей плоти над духом, и чтобы впредь не подчиняться лукавому плотскому соблазну, обрезал веки очей своих и бросил их на землю. Тогда же стало совершаться чудо: веки начали проростать, и вскоре вырос из них кустарник. И пожал Дарма то, что посеял: кустарник этот был чай, и познал Дарма чудныя его свойства, состоящия в том, что он предохраняет от сна, если выпить чашку или две крепкаго его настою". 
Журнал "Вокруг Света", №17, 1914 г. 


Многие азиаты пьют молочный чай. В крепко заваренный напиток они добавляют молоко, масло и соль, отчего чай приобретает еще и питательные свойства, что очень важно в степных и высокогорных районах. Так пьют чай в Тибете, в Северной Индии (масала-чай), Монголии и Средней Азии.


В Корее одно время буддистов гоняли, поэтому зеленый там не так популярен, а вот в Японии другие сорта чая и не потребляют - только зеленый. Там он считается главным антиоксидантом и напитком долголетия.


   


Продолжение следует...


Комментариев нет:

Отправить комментарий