"Чай не пил - какая сила? Чай попил - совсем без сил"
"После чая на душе - лето"
Бузунеева Анастасия. Красоту в миску не положишь! 2014 |
В татарской культуре чай занимает особое место. Сложно представить себе жизнь татарина без этого напитка. Чаепитие - целый ритуал, в котором за душевной беседой встречаются друзья, родственники, он то, что составляет живую связь поколений. Сегодняшний пост посвящен чайным традициям татарского народа.
Вот что говорит о татарской чайной культуре бывший Президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев:
- Если скажу, что чай – это национальный напиток татар, то, думаю, со мной согласятся все мои соотечественники. И в нынешнее время, при таком изобилии разных-разных напитков, чай остается основой татарского национального застолья. Мы иногда даже и не задумываемся над этим, но наши народные кулинарные изыски, выпечка и сладости - все они готовятся именно к чаю. Это уже стало нашей национальной традицией. Например, у нас к чаю обязателен чак-чак - сладкое блюдо из белой муки, мёда, сливочного масла и яиц. По древнему обычаю, если у тебя есть все эти продукты в натуральном виде и ты можешь угостить гостей чак-чаком, как говорится, собственного производства, то ты достоин уважения. Если отправляясь в командировку берешь с собой чак-чак, то питательный, добротный и быстрый завтрак тебе обеспечен: чай и чак-чак.
![]() |
Зуев Евгений. Чай и чак-чак. 1979 (взято у kykolnik) |
Чай в Татарстане имеет долгую историю. Возможно, он пришел к булгарам от монголов, а возможно и раньше. В XVII-XVIII вв. через Казань проходил т.н. "великий чайный путь", по которому чай попадал из Китая в Россию. С XVIII века и до середины ХХ у татар был распространен плиточный чай "такта чэй", популярный по всей Центральной Азии. Плиточный чай татары, видимо следуя традициям кочевников, стали заваривать с молоком.
"В деревнях, как правило, днем полноценный обед не готовили из-за того, что не было времени, прежде всего, у родителей. В обед всегда обходились чаем. Потому что к чаю мама обязательно находила какую-нибудь еду. Чай был самым почитаемым напитком в селе. Верхом благополучия считался плиточный чай. Тогда нам казалось, что лучшего чая быть не может вообще. Человек считался состоятельным, если у него в достаточном количестве был плиточный чай. Я уже попозже узнал, что плиточный чай – это спрессованные мелкие отходы чая с чаеразвесочных фабрик." - вспоминает Минтимер Шаймиев. - "У нас, у татар, чай принято пить с молоком. Я думаю, что это не прихоть и даже не способ охлаждения чая. Потому что чай имеет смысл пить только горячим. Только тогда можно прочувствовать все оттенки восхитительного вкуса чая. А пьют его с молоком, как правило, с цельным, для того, чтобы он был питательным. Я сам пью чай с молоком. Люблю пить с изюмом, кладу в чай чернослив. Пью без сахара, абсолютно без какой-либо причины мне как-то понравилось пить чай без сахара. Иногда с мёдом, когда не надо выходить на холодный воздух. Пью я чай непременно с блюдца. Здесь тоже есть свои тонкости: ведь блюдце подаётся не для того, чтобы остудить чай, как считают многие, а для того, чтобы не обжечься. Удобно пить с глубокого блюдца, чай в нем не остывает и в то же время можно пить и наслаждаться не только вкусом, но и ароматом чая."
Широкое распространение в народе чай получил в XIX в. Этнограф К.Ф.Фукс писал в середине XIX в.: "Главное угощение татар - чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек, у небогатых татар – с медом. Всякий зажиточный татарин имеет свой самовар". Напиток полюбился не только мужчинам, но и женщинам, что подтверждает пословица: "Научилась пить чай - позабыла про пряжу". Чай связывал различные культуры, объединяя татар и русских с далекими китайцами и кочевниками Средней Азии.
Чай желаете пить – возьмите
Воду из озера Каусар.
Как румянец прекрасной девы
Цвет его нежен и ал.
Вкус – несравненный, его не отыщешь
И в самых богатых садах.
Тот, кто не пробовал – жизнью обижен,
Будь повелитель он Рума, будь падишах
Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари
Татарское чаепитие - это не только вкусный чай и сладости к нему, это, в первую очередь, общение, обсуждение общих вопросов, сближение людей. Любое застолье заканчивается чаепитием - шумным, теплым, где каждому рады. В чаепитие проявляется татарское гостеприимство, раскрывается душа народа.
Муртазин Ильдус. Встреча гостей. 2014 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий